Многие исследователи не сомневаются: придёт день, и виртуальная реальность станет неотъемлемой частью нашей жизни. Более того – нам будет сложно отличить настоящую реальность от смоделированной компьютером, обещают футурологи. Между тем существует ли она, "настоящая" реальность? А что, если она тоже смоделирована?
Слияние с виртуалом
В начале 90-х годов прошлого столетия исследователь Джарон Ланье прогнозировал, что в недалеком будущем нам предстоит не только играть, но и работать в виртуальной реальности.
Сегодня сразу несколько компаний занимаются разработкой систем, подразумевающих "выход" в виртуальное пространство с помощью специальной гарнитуры. Датчики, которыми оснащены такие гарнитуры, дают полную иллюзию реальных действий и ощущений. Так, они позволяют не только видеть виртуальный мир, но и передвигаться в нем – бегать, прыгать, красться, ползать и так далее…
В прошлом году британская компания nDreams сосредоточилась на разработке игр нового поколения, в которых используются не привычный монитор и манипуляторы, а гарнитуры виртуальной реальности. Генеральный директор компании Патрик О’Луанай считает, что к концу 2015 года трехмерные виртуальные игры с полным "эффектом присутствия" станут настолько распространенным явлением, что в них не будут видеть ничего особенного.
А если отвлечься от игр и развлечений и переключиться на что-то более серьезное? Директор подразделения медицинской виртуальной реальности в Университете Южной Калифорнии Альберт Риццо и его коллеги сейчас рассматривают возможность использования "виртуалки" в области психологии и психотерапии. Например, ученый считает, что она способна помочь детям с синдромом дефицита внимания или ветеранам войн, страдающим посттравматическим синдромом.
В последнем случае бывшего участника боевых действий, которому никак не удаётся вернуться к нормальной жизни после пережитых событий, можно погрузить в виртуально воссозданную травмировавшую его ситуацию. Таким образом, он "переживёт" её заново и отработает различные вариации её разрешения, что позволит снизить уровень стресса.
Материя – это информация?
А кто сказал, что та реальность, которую мы считаем истинной, не является также виртуальной? В 2003 году шведский философ-трансгуманист Ник Бостром развил эту необычную идею в статье "Мы все живем в компьютерной симуляции?". Он утверждает: теоретически человечество способно превратиться в столь мощную цивилизацию, что она будет способна моделировать реальность в глобальных масштабах. И потому нет уверенности, что и наш мир не является детищем некоей сверхцивилизации, колоссальной "Матрицей".
В 2007 году профессор математики Джон Бэрроу из Кембриджа выдвинул интересную гипотезу, что доказательством существования "Матрицы" могут стать обнаруженные "сбои" в системе мироздания. Как раз в 1999 году, когда на экраны вышел американский блокбастер "Матрица", учёные открыли, что фундаментальные постоянные на самом деле таковыми вовсе не являются. Так, 10 миллиардов лет назад постоянная тонкой структуры (показатель интенсивности электромагнитного взаимодействия) была примерно на тысячную долю процента больше, чем сейчас. Может, наша "программа" дала сбой?
Специалист в области цифровых технологий Джим Элвидж обнаружил признаки того, что Вселенная в действительности является компьютерной программой, работающей на основе цифрового кода. На самом деле большинство объектов представляют собой не более чем пустое пространство, говорит Элвидж. Это подобно тому, как мы кликаем на иконки на экране компьютера. За каждой иконкой скрывается какой-то образ, но всё это – лишь условная реальность, которая существует только на мониторе.
Всё, что мы считаем материей, − это просто данные, полагает Элвидж. Дальнейшие исследования в области элементарных частиц приведут к пониманию того, что за всем, что нас окружает, скрывается некий код, аналогичный бинарному коду компьютерной программы. Возможно, выяснится, что наш мозг – это просто интерфейс, с помощью которого мы получаем доступ к данным "вселенского Интернета".
Функция нашего мозга – обрабатывать информацию. Последняя способна храниться в нем, подобно тому как компьютерный браузер сохраняет в кэш данные посещённых нами сайтов во время интернет-серфинга. Если это так, считает Элвидж, то мы можем получать доступ и к данным, которые хранятся за пределами нашего мозга. Поэтому такие вещи, как интуиция или ясновидение, вовсе не пустой звук. Мы можем получать в "космическом Интернете" ответы на свои запросы. Также мы можем попросить о помощи. И она может прийти – от других людей или создателей нашей реальности…
Смерть в этом ключе тоже выглядит не такой уж страшной. Если наше сознание − это симуляция, то смерть − всего лишь прерывание симуляции. И наше сознание вполне могут вселить в другой "симулятор", что и объясняет феномен реинкарнации.
Вселенная состоит из пикселей?
В 2012 году физик из Боннского университета Сайлас Бин, исследующий взаимодействие микрочастиц в ранней Вселенной, заявил, что, если мир устроен по принципу компьютерной модели, то он должен быть разбит на отдельные участки-"пиксели". Теоретически модель может совершенствоваться, и рано или поздно "населяющие" её разумные существа начнут задаваться вопросом: а не является ли их Вселенная искусственной и как это можно проверить?
Британские ученые полагают, что если структура мироздания разделена на отдельные ячейки-"пиксели", то процессы внутри каждой ячейки должны определяться её размерами: чем меньше ячейка, тем выше уровень энергии входящих в нее частиц. Между прочим, согласно астрономическим наблюдениям, энергия космического излучения, которое доходит к нам от отдалённых галактик, также имеет свой предел. Но если предположить, что эти галактики − тоже часть компьютерной реальности, то подсчеты показывают: "разрешение" такой "ячейки" приблизительно в 1011 раз превышает параметры "пикселя" в самой совершенной модели, построенной современными физиками. Поэтому выявить "Матрицу" на таком уровне не так-то просто.
Если представить, что наше мироздание "склеено" из отдельных "пикселей", а не является единой средой, то это должно сказываться и на траекториях частиц. Скорее всего, они будут симметрично повторять форму изначальной модели. Таким образом, подтверждается теория о необычных параллельных измерениях.
Но не стоит рассчитывать, что модель нашего мира идеальна, считают приверженцы теории "Матрицы". Наши "создатели" вполне могут "опускать" детали, и рано или поздно "неправильности" станут для нас очевидными. Так, если Солнечная система еще могла быть смоделирована на микроуровне, то кто может сказать то же самое о других объектах Вселенной, к примеру, об отдалённых звездах и галактиках? Современные квантовые суперкомпьютеры смогут со временем выявить эту погрешность.
Свобода воли – иллюзия?
Вот еще косвенное подтверждение теории "Матрицы". Недавно профессор математики из Оксфорда Маркус дю Сотой провел эксперимент, который вроде бы отрицает проявление человеком свободной воли. Во время съёмок передачи на канале Би-би-си он попросил профессора Джона Дилана Хайнса из Центра нейроинформатики Бернстайна просканировать его мозг в то время, как он должен был нажать на кнопку прибора. Ему предстояло делать выбор – использовать для нажатия правую или левую руку.
Сканирование показало, что за 6 секунд до того, как происходило осознание решения, в мозгу активизировались отдельные участки, причем в случае выбора правой руки зоны активности отличались от тех, которые были задействованы в случае выбора левой. Получается, что решение, какой рукой нажать на кнопку, принималось не сознанием, не собственным "я" Сотоя, а "серым веществом" мозга. Может быть, мы вообще не способны принимать решения самостоятельно и это делают за нас авторы "модели"?
Разумеется, не хочется верить в то, что мы всего лишь марионетки в чьих-то руках, но тем не менее эту гипотезу нельзя сбрасывать со счетов. На всякий случай…
Ирина Шлионская
Источник: http://tainy.info/technics/ves-mir-kompyuter
Слияние с виртуалом
В начале 90-х годов прошлого столетия исследователь Джарон Ланье прогнозировал, что в недалеком будущем нам предстоит не только играть, но и работать в виртуальной реальности.
Сегодня сразу несколько компаний занимаются разработкой систем, подразумевающих "выход" в виртуальное пространство с помощью специальной гарнитуры. Датчики, которыми оснащены такие гарнитуры, дают полную иллюзию реальных действий и ощущений. Так, они позволяют не только видеть виртуальный мир, но и передвигаться в нем – бегать, прыгать, красться, ползать и так далее…
В прошлом году британская компания nDreams сосредоточилась на разработке игр нового поколения, в которых используются не привычный монитор и манипуляторы, а гарнитуры виртуальной реальности. Генеральный директор компании Патрик О’Луанай считает, что к концу 2015 года трехмерные виртуальные игры с полным "эффектом присутствия" станут настолько распространенным явлением, что в них не будут видеть ничего особенного.
А если отвлечься от игр и развлечений и переключиться на что-то более серьезное? Директор подразделения медицинской виртуальной реальности в Университете Южной Калифорнии Альберт Риццо и его коллеги сейчас рассматривают возможность использования "виртуалки" в области психологии и психотерапии. Например, ученый считает, что она способна помочь детям с синдромом дефицита внимания или ветеранам войн, страдающим посттравматическим синдромом.
В последнем случае бывшего участника боевых действий, которому никак не удаётся вернуться к нормальной жизни после пережитых событий, можно погрузить в виртуально воссозданную травмировавшую его ситуацию. Таким образом, он "переживёт" её заново и отработает различные вариации её разрешения, что позволит снизить уровень стресса.
Материя – это информация?
А кто сказал, что та реальность, которую мы считаем истинной, не является также виртуальной? В 2003 году шведский философ-трансгуманист Ник Бостром развил эту необычную идею в статье "Мы все живем в компьютерной симуляции?". Он утверждает: теоретически человечество способно превратиться в столь мощную цивилизацию, что она будет способна моделировать реальность в глобальных масштабах. И потому нет уверенности, что и наш мир не является детищем некоей сверхцивилизации, колоссальной "Матрицей".
В 2007 году профессор математики Джон Бэрроу из Кембриджа выдвинул интересную гипотезу, что доказательством существования "Матрицы" могут стать обнаруженные "сбои" в системе мироздания. Как раз в 1999 году, когда на экраны вышел американский блокбастер "Матрица", учёные открыли, что фундаментальные постоянные на самом деле таковыми вовсе не являются. Так, 10 миллиардов лет назад постоянная тонкой структуры (показатель интенсивности электромагнитного взаимодействия) была примерно на тысячную долю процента больше, чем сейчас. Может, наша "программа" дала сбой?
Специалист в области цифровых технологий Джим Элвидж обнаружил признаки того, что Вселенная в действительности является компьютерной программой, работающей на основе цифрового кода. На самом деле большинство объектов представляют собой не более чем пустое пространство, говорит Элвидж. Это подобно тому, как мы кликаем на иконки на экране компьютера. За каждой иконкой скрывается какой-то образ, но всё это – лишь условная реальность, которая существует только на мониторе.
Всё, что мы считаем материей, − это просто данные, полагает Элвидж. Дальнейшие исследования в области элементарных частиц приведут к пониманию того, что за всем, что нас окружает, скрывается некий код, аналогичный бинарному коду компьютерной программы. Возможно, выяснится, что наш мозг – это просто интерфейс, с помощью которого мы получаем доступ к данным "вселенского Интернета".
Функция нашего мозга – обрабатывать информацию. Последняя способна храниться в нем, подобно тому как компьютерный браузер сохраняет в кэш данные посещённых нами сайтов во время интернет-серфинга. Если это так, считает Элвидж, то мы можем получать доступ и к данным, которые хранятся за пределами нашего мозга. Поэтому такие вещи, как интуиция или ясновидение, вовсе не пустой звук. Мы можем получать в "космическом Интернете" ответы на свои запросы. Также мы можем попросить о помощи. И она может прийти – от других людей или создателей нашей реальности…
Смерть в этом ключе тоже выглядит не такой уж страшной. Если наше сознание − это симуляция, то смерть − всего лишь прерывание симуляции. И наше сознание вполне могут вселить в другой "симулятор", что и объясняет феномен реинкарнации.
Вселенная состоит из пикселей?
В 2012 году физик из Боннского университета Сайлас Бин, исследующий взаимодействие микрочастиц в ранней Вселенной, заявил, что, если мир устроен по принципу компьютерной модели, то он должен быть разбит на отдельные участки-"пиксели". Теоретически модель может совершенствоваться, и рано или поздно "населяющие" её разумные существа начнут задаваться вопросом: а не является ли их Вселенная искусственной и как это можно проверить?
Британские ученые полагают, что если структура мироздания разделена на отдельные ячейки-"пиксели", то процессы внутри каждой ячейки должны определяться её размерами: чем меньше ячейка, тем выше уровень энергии входящих в нее частиц. Между прочим, согласно астрономическим наблюдениям, энергия космического излучения, которое доходит к нам от отдалённых галактик, также имеет свой предел. Но если предположить, что эти галактики − тоже часть компьютерной реальности, то подсчеты показывают: "разрешение" такой "ячейки" приблизительно в 1011 раз превышает параметры "пикселя" в самой совершенной модели, построенной современными физиками. Поэтому выявить "Матрицу" на таком уровне не так-то просто.
Если представить, что наше мироздание "склеено" из отдельных "пикселей", а не является единой средой, то это должно сказываться и на траекториях частиц. Скорее всего, они будут симметрично повторять форму изначальной модели. Таким образом, подтверждается теория о необычных параллельных измерениях.
Но не стоит рассчитывать, что модель нашего мира идеальна, считают приверженцы теории "Матрицы". Наши "создатели" вполне могут "опускать" детали, и рано или поздно "неправильности" станут для нас очевидными. Так, если Солнечная система еще могла быть смоделирована на микроуровне, то кто может сказать то же самое о других объектах Вселенной, к примеру, об отдалённых звездах и галактиках? Современные квантовые суперкомпьютеры смогут со временем выявить эту погрешность.
Свобода воли – иллюзия?
Вот еще косвенное подтверждение теории "Матрицы". Недавно профессор математики из Оксфорда Маркус дю Сотой провел эксперимент, который вроде бы отрицает проявление человеком свободной воли. Во время съёмок передачи на канале Би-би-си он попросил профессора Джона Дилана Хайнса из Центра нейроинформатики Бернстайна просканировать его мозг в то время, как он должен был нажать на кнопку прибора. Ему предстояло делать выбор – использовать для нажатия правую или левую руку.
Сканирование показало, что за 6 секунд до того, как происходило осознание решения, в мозгу активизировались отдельные участки, причем в случае выбора правой руки зоны активности отличались от тех, которые были задействованы в случае выбора левой. Получается, что решение, какой рукой нажать на кнопку, принималось не сознанием, не собственным "я" Сотоя, а "серым веществом" мозга. Может быть, мы вообще не способны принимать решения самостоятельно и это делают за нас авторы "модели"?
Разумеется, не хочется верить в то, что мы всего лишь марионетки в чьих-то руках, но тем не менее эту гипотезу нельзя сбрасывать со счетов. На всякий случай…
Ирина Шлионская
Источник: http://tainy.info/technics/ves-mir-kompyuter
Комментариев нет:
Отправить комментарий