В Израиле провели эксперимент по сравнению силы памяти у людей различного возраста. Для участия в испытаниях были созданы три группы по 15 человек. Средний возраст участников первой группы составлял 80, второй – 40, третьей – 15 лет.
Сами тесты проверки памяти были банальными, и их можно найти в любом учебнике психологии для 1-2 курсов университетов: испытуемым предлагали запомнить цифры и картинки, расположенные в том или ином порядке и т.п.
Но вот результаты тестов оказались поистине сенсационными: во всех группах они оказались близки, а в некоторых случаях 80-летние даже превзошли 15-летних и 40-летних. При этом особо подчёркивается, что для участия в эксперименте отбирались подростки, не страдающие проблемами с концентрацией внимания.
Понятно, что с чисто физиологической точки зрения сила памяти у людей, перешагнувших 70-летний рубеж, просто по определению не может быть сравнима с памятью подростков, или находящихся в расцвете сил 40-летних людей.
Победа пожилого поколения "по очкам", с точки зрения психологов, объясняется просто: оно выросло в ту эпоху, когда не было смартфонов, гаджетов и прочей современной техники, а потому им приходилось хранить огромный массив информации, что называется, в уме – номера телефонов близких людей, адреса, даты их рождений и т.д. В результате почти каждый из участников "пожилой группы" (суммарный возраст которой составил почти 1000 лет) наработал собственные методы ассоциативного запоминания, который и использовал при тестировании.
Напротив, современные подростки и молодые люди вообще не прилагают никаких усилий, чтобы запоминать номера телефонов, даты и даже дорогу к тому или иному месту. Да и зачем, если всю эту информацию можно получить простым нажатием кнопки, а до нужного адреса тебя доведет спутниковый навигатор?! Однако в связи с этим неминуемо возникает вопрос о том, какими изменениями чреваты все эти технические новшества для будущего человечества – силы его памяти, интеллекта, способности к творческому мышлению?
Эксперименты, проведённые в странах Запада, однозначно свидетельствуют, что появление новых технологий, заменяющих зрительную, слуховую, ассоциативную и прочие виды памяти, приводит как к ослаблению процесса усвоения новых знаний (так как память и обучение – связанные процессы), так и к появлению "белых пятен" в воспоминаниях людей всех возрастов.
Так, по возвращению из туристических поездок, большинство людей сегодня затрудняются перечислить увиденные ими достопримечательности и описать их – оказывается, после того, как они были сфотографированы на камеру смартфона, мозг считает ненужным сохранять их в памяти. Впрочем, этот феномен был развит и раньше, в эпоху обычной "пленочной фотографии", но не в такой степени. Тем не менее, широкую известность в психологии получил случай, когда 50-летний мужчина с трудом мог воспроизвести увиденное за время поездки за рубеж, за исключением одного места, которое он описал во всех подробностях. Как выяснилось, именно в этом месте у него сломался фотоаппарат.
Ослаблению памяти и способности к концентрации у нового поколения в немалой степени способствует также то, что любую требуемую им информацию можно сегодня получить с помощью интернета, без всякой необходимости искать её в книгах; тексты, которыми мы обмениваемся через мобильные телефоны, предельно кратки и на их прочитывание и осмысление не нужно тратить много времени, и мало кто задумывается, что на самом деле это – ещё один удар по развитию нашего мозга в целом. Принцип здесь тот же, что и при физическом развитии тела – отказывая мозгу в тренировке, мы вольно или невольно ослабляем его.
Наконец, ещё одним следствием просиживания молодого поколения у компьютера и пользование навигационными системами, стало уменьшение его способности ориентироваться в пространстве. Само ощущение пространства у нынешних подростков и молодёжи в странах Запада несколько иное, чем у пожилых и людей среднего возраста: оно их пугает и, оказавшись на улице, они спешат как можно скорее добраться с помощью навигатора до нужного места и снова оказаться в помещении.
Анализируя идущие процессы, западные психологи и психиатры сходятся во мнении, что если раньше официальной чертой, с которой начиналось ослабление памяти, считались 50 лет, то уже через десятилетие она сдвинется к 40 годам. Соответственно, в ближайшие десятилетия начнет значительно уменьшаться возраст, при котором начинает развиваться болезнь Альцгеймера и другие виды "старческой деменции" – он сдвинется к 60 годам. А вот количество больных, страдающих этими заболеваниями, напротив, будет непрерывно увеличиваться.
Остановить этот процесс можно, по сути дела, только одним путём – не полагаться на смартфоны, гаджеты, "аппликации" и всё прочее, а постоянно тренировать память и интеллект.
Любопытно, что недавнее исследование, проведённое в Великобритании, показало, что в наименьшей степени по сравнению с другими группами населения страны болезнь Альцгеймера встречалась у престарелых лондонских таксистов. Никакого другого объяснения, кроме того, что они должны были постоянно держать в памяти крайне запутанную карту английской столицы, этому феномену найти не удалось. А вы говорите "навигатор"…
Сами тесты проверки памяти были банальными, и их можно найти в любом учебнике психологии для 1-2 курсов университетов: испытуемым предлагали запомнить цифры и картинки, расположенные в том или ином порядке и т.п.
Но вот результаты тестов оказались поистине сенсационными: во всех группах они оказались близки, а в некоторых случаях 80-летние даже превзошли 15-летних и 40-летних. При этом особо подчёркивается, что для участия в эксперименте отбирались подростки, не страдающие проблемами с концентрацией внимания.
Понятно, что с чисто физиологической точки зрения сила памяти у людей, перешагнувших 70-летний рубеж, просто по определению не может быть сравнима с памятью подростков, или находящихся в расцвете сил 40-летних людей.
Победа пожилого поколения "по очкам", с точки зрения психологов, объясняется просто: оно выросло в ту эпоху, когда не было смартфонов, гаджетов и прочей современной техники, а потому им приходилось хранить огромный массив информации, что называется, в уме – номера телефонов близких людей, адреса, даты их рождений и т.д. В результате почти каждый из участников "пожилой группы" (суммарный возраст которой составил почти 1000 лет) наработал собственные методы ассоциативного запоминания, который и использовал при тестировании.
Напротив, современные подростки и молодые люди вообще не прилагают никаких усилий, чтобы запоминать номера телефонов, даты и даже дорогу к тому или иному месту. Да и зачем, если всю эту информацию можно получить простым нажатием кнопки, а до нужного адреса тебя доведет спутниковый навигатор?! Однако в связи с этим неминуемо возникает вопрос о том, какими изменениями чреваты все эти технические новшества для будущего человечества – силы его памяти, интеллекта, способности к творческому мышлению?
Эксперименты, проведённые в странах Запада, однозначно свидетельствуют, что появление новых технологий, заменяющих зрительную, слуховую, ассоциативную и прочие виды памяти, приводит как к ослаблению процесса усвоения новых знаний (так как память и обучение – связанные процессы), так и к появлению "белых пятен" в воспоминаниях людей всех возрастов.
Так, по возвращению из туристических поездок, большинство людей сегодня затрудняются перечислить увиденные ими достопримечательности и описать их – оказывается, после того, как они были сфотографированы на камеру смартфона, мозг считает ненужным сохранять их в памяти. Впрочем, этот феномен был развит и раньше, в эпоху обычной "пленочной фотографии", но не в такой степени. Тем не менее, широкую известность в психологии получил случай, когда 50-летний мужчина с трудом мог воспроизвести увиденное за время поездки за рубеж, за исключением одного места, которое он описал во всех подробностях. Как выяснилось, именно в этом месте у него сломался фотоаппарат.
Ослаблению памяти и способности к концентрации у нового поколения в немалой степени способствует также то, что любую требуемую им информацию можно сегодня получить с помощью интернета, без всякой необходимости искать её в книгах; тексты, которыми мы обмениваемся через мобильные телефоны, предельно кратки и на их прочитывание и осмысление не нужно тратить много времени, и мало кто задумывается, что на самом деле это – ещё один удар по развитию нашего мозга в целом. Принцип здесь тот же, что и при физическом развитии тела – отказывая мозгу в тренировке, мы вольно или невольно ослабляем его.
Наконец, ещё одним следствием просиживания молодого поколения у компьютера и пользование навигационными системами, стало уменьшение его способности ориентироваться в пространстве. Само ощущение пространства у нынешних подростков и молодёжи в странах Запада несколько иное, чем у пожилых и людей среднего возраста: оно их пугает и, оказавшись на улице, они спешат как можно скорее добраться с помощью навигатора до нужного места и снова оказаться в помещении.
Анализируя идущие процессы, западные психологи и психиатры сходятся во мнении, что если раньше официальной чертой, с которой начиналось ослабление памяти, считались 50 лет, то уже через десятилетие она сдвинется к 40 годам. Соответственно, в ближайшие десятилетия начнет значительно уменьшаться возраст, при котором начинает развиваться болезнь Альцгеймера и другие виды "старческой деменции" – он сдвинется к 60 годам. А вот количество больных, страдающих этими заболеваниями, напротив, будет непрерывно увеличиваться.
Остановить этот процесс можно, по сути дела, только одним путём – не полагаться на смартфоны, гаджеты, "аппликации" и всё прочее, а постоянно тренировать память и интеллект.
Любопытно, что недавнее исследование, проведённое в Великобритании, показало, что в наименьшей степени по сравнению с другими группами населения страны болезнь Альцгеймера встречалась у престарелых лондонских таксистов. Никакого другого объяснения, кроме того, что они должны были постоянно держать в памяти крайне запутанную карту английской столицы, этому феномену найти не удалось. А вы говорите "навигатор"…
Комментариев нет:
Отправить комментарий