Осенью 1825 г. престарелый композитор Антонио Сальери, тихо умиравший в одной из пригородных клиник, перед лицом приближающейся смерти поклялся честью в том, что не повинен в отравлении Моцарта. Но, тем не менее, почти два столетия на его имени лежит клеймо отравителя.
В первое воскресенье декабря 1791 г. Зофи Хайбль, младшая сестра жены Моцарта Констанцы, готовила кофе для матери. Накануне она была в гостях у внезапно заболевшего шурина и вернулась с новостью о том, что ему стало лучше. Вдруг яркое пламя лампады погасло, и, хотя ни малейшего сквозняка не было, на фитиле не осталось ни одной искорки. Охваченная страшным предчувствием, она тотчас отправилась в дом Моцартов. Встретившая ее Констанца сообщила, что маэстро провел беспокойную ночь, а сам Моцарт попросил не уходить. "Ах, дорогая Зофи, как я рад, что ты пришла, – сказал он. – Останься сегодня с нами, чтобы присутствовать при моей смерти".
Далее события развивались следующим образом. Композитор сделал распоряжения своему ассистенту Зуссмайеру относительно завершения последнего его сочинения – заупокойной мессы. А вскоре вызвали врача и священника. Примерно за час до полуночи Моцарт потерял сознание. Умер он в 00:55 5 декабря 1791 г., не дожив двух месяцев до своего 36-летия.
В последнее время Моцарт много работал и казался особенно нервным и уставшим, но, тем не менее, когда 20 ноября он слёг, никому не пришло в голову, что болезнь окажется смертельной. Второй муж Констанцы Георг Николаус Ниссен так описывал симптомы недуга в биографии композитора, опубликованной в 1828 г.: "Всё началось с отеков кистей рук и ступней и почти полной невозможности двигаться, затем последовала рвота. Это называют острой сыпной лихорадкой". Диагноз был подтверждён в официальной книге регистрации умерших Вены.
Казалось бы, всё ясно. И все же почти два столетия по миру бродят слухи о том, что великий маэстро был отравлен завистником. Впрочем, "виновником" их можно считать самого Моцарта, еще за несколько недель до смерти сообщившему жене Констанце, что его хотят отравить: "Мне дали «акву Тофана» и рассчитали точное время моей смерти". ("Аква Тофана" – медленно действующий яд на основе мышья без запаха, назван по имени Джулии Тофаны, итальянской колдуньи XVII в., которая изобрела этот состав). К тому же Моцарт решил, что "Реквием", заказанный таинственным незнакомцем, предназначен именно для его собственных похорон. Только в 1964 г. выяснилось, что это сочинение было заказано композитору графом фон Нальзеном по случаю смерти жены в начале 1791 г.
31 декабря 1791 г. берлинская газета сообщила о смерти композитора, присовокупив к некрологу предположение о том, что, "поскольку тело раздулось после смерти, некоторые считают, что его отравили".
Если это действительно так, то кому понадобилась смерть Моцарта? И была ли способна её приблизить зависть Сальери, о причастности которого открыто говорила, казалось, вся Европа. Не удержался и Александр Сергеевич Пушкин, талантливо показав посылы зависти и беззащитность гениальности перед коварством.
Но зачем преуспевающему придворному композитору отравлять перебивавшегося заказами Моцарта, нищего и забытого почитателями, что даже, по словам Бетховена, за катафалком было некому идти, лишь несколько дворняг трусили следом? Да и могла бы вдова, поверив в слухи, отдать своего младшего сына брать уроки не у кого-нибудь, а именно у Сальери?
Что-то не верится.
Обратимся к личности Антонио Сальери. Пушкин описал его чуть ли не стариком, завистливым и лишенным таланта композитором. На самом деле Сальери старше Моцарта всего на пять лет и был придворным композитором императора Иосифа II в 24 года. Когда через семь лет в Вену приехал Моцарт, итальянец был ведущим музыкантом столицы, фаворитом весьма и весьма требовательных венских поклонников. Сальери сочинял много и легко. Позднее среди его учеников были Бетховен, Шуберт и Лист. Но в Моцарте он быстро разглядел соперника, с талантом которого ему никогда не удастся поспорить. Сальери завидовал Моцарту, но и Моцарт не делал секрета из своего презрения к придворному композитору.
В октябре 1823 г., за год до того, когда вся Вена помпезно праздновала пятидесятую годовщину его венценосного назначения, один из учеников Бетховена по имени Игнац Москелес навестил престарелого Сальери в одной из пригородных клиник. Умирающий Сальери сообщил: "в этом абсурдном слухе нет ни слова правды; вам известно, что меня обвиняют в отравлении Моцарта? Это грустная клевета, передайте миру... старый Сальери, который скоро умрёт, сказал вам это". Дальше он якобы сказал: жаль, что Моцарт умер таким молодым, хотя для других композиторов это к лучшему. Проживи он подольше, "ни одна живая душа не дала бы и корки хлеба за нашу работу". Год спустя весьма почитаемый придворный композитор скончался.
Вторым подозреваемым в предполагаемом убийстве был Франц Хофделмель, брат масонской ложи, в которой состоял и юный Моцарт. Его очаровательная молодая жена Магдалена была одной из последних учениц, бравших у Моцарта фортепьянные уроки. Ревнивый муж через несколько дней после смерти Моцарта яростно набросился на свою беременную жену с бритвой, изуродовав ее лицо, горло и руки, а затем покончил с собой. Магдалена выжила и через пять месяцев родила ребенка, отцом которого, по слухам, был Моцарт.
И это, если рассматривать отравление как основную версию, не было ближе к истине. Слухи, что Моцарт был весьма падок на молодых женщин, стаями крутившихся вокруг его персоны, так и оставались слухами. Например, старшая сестра Моцарта Мария Анна однажды заметила, что её брат давал уроки молодым женщинам только тогда, когда был в них влюблен, а щепетильный Людвиг ван Бетховен через много лет после смерти Моцарта отказался играть в присутствии Магдалены, якобы потому, что "между нею и Моцартом существовала слишком тесная близость". Но по сохранившимся письмам Моцарта видно, насколько глубоко он был предан Констанце, и не было никаких доказательств его внебрачных связей. Наконец, императрица Мария-Луиза проявила личное участие к трагедии Магдалены, что вряд ли сделала бы, если бы младенец был незаконнорожденный.
Третья версия, по нашему мнению, не заслуживает особого внимания. Но, коль она существовала, напомним и о ней. По ней в опере "Волшебная флейта" композитор будто бы раскрыл секреты франкмасонов, членом которой являлся. Премьера аллегорической оперы состоялась в Вене 30 сентября 1791 г. Дирижировал сам Моцарт, и опера имела огромный успех у критиков и публики. В числе восхищенных поклонников был Антонио Сальери, который сопровождал Моцарта на следующий спектакль и заявил – о чём Моцарт с гордостью писал Констанце, – что он никогда не видел "более прекрасной постановки".
Несмотря на то, что опера могла затронуть некоторых членов масонской ложи, композитор и его либреттист Иоганн Эммануэль Шиканедер использовали её для распространения среди широкой публики идей тайного общества о мужестве, любви и братстве. Эта тема трактовалась с симпатией и уважением.
Но венские франкмасоны не только не обиделись на оперу, но и заказали Моцарту кантату.
После смерти Моцарта великий магистр ложи воздал ему должное как "наиболее любимому и достойному" из её членов и назвал кончину композитора "невосполнимой потерей". А в 1792 г. венские франкмасоны организовали постановку кантаты в пользу вдовы Моцарта и его сыновей.
Не подтверждают отравление Моцарта и медики. Итальянский биограф Гайдна Джузеппе Карпани нашел того доктора, который последним лечил больного, и узнал от него диагноз: суставный ревматизм. "Если Моцарт был отравлен, – писал он, – то где доказательства? Бесполезно спрашивать. Доказательств не было, и найти их невозможно".
В 1966 г. швейцарский врач Карл Бэр назвал поставленный современниками Моцарта диагноз "острой сыпной лихорадки" любительским и непрофессиональным. На основании фактов, собранных врачом Моцарта Томасом Францем Клоссе, Бэр предположил, что больного мучил суставный ревматизм, острое инфекционное заболевание, сопровождающееся болезненным воспалением суставов.
Известно, что в 1784 г., т. е. через три года после приезда в Вену, композитор тяжело заболел. Симптомы болезни включали в себя тяжелую рвоту и острый суставный ревматизм. Вывод гласил, что причиной смерти стало сочетание стрептококковой инфекции, подхваченной в период эпидемии, почечной недостаточности, вызванной повышенной аллергической чувствительностью, известной как синдром Шенлейна-Геноха, а также кровоизлияния в мозг и смертельной бронхопневмонии. Другими словами, Моцарта сразила смертельная болезнь, сопровождающаяся почечной недостаточностью, при которой возникают депрессия и бредовое состояние. Не отсюда ли его предположение, что "Реквием" он пишет по себе? И хотя это всего лишь одна из версий, но именно она кажется наиболее вероятной с медицинской точки зрения.
Тайной покрыто и погребение умершего композитора. Это кажется невероятным, но Вольфганг Амадей Моцарт, чудо-ребенок, дававший концерты и сочинявший музыкальные произведения с шести лет, один из самых знаменитых и блистательных композиторов своего времени, умер в нищете и похоронен в общей могиле. Только в 1859 г. на кладбище Св. Марка был воздвигнут мраморный монумент, хотя о точности места, где покоится прах композитора, можно только догадываться...
В.Крамаренко "Интересная газета. Тайны истории" No7 2014 г.
В первое воскресенье декабря 1791 г. Зофи Хайбль, младшая сестра жены Моцарта Констанцы, готовила кофе для матери. Накануне она была в гостях у внезапно заболевшего шурина и вернулась с новостью о том, что ему стало лучше. Вдруг яркое пламя лампады погасло, и, хотя ни малейшего сквозняка не было, на фитиле не осталось ни одной искорки. Охваченная страшным предчувствием, она тотчас отправилась в дом Моцартов. Встретившая ее Констанца сообщила, что маэстро провел беспокойную ночь, а сам Моцарт попросил не уходить. "Ах, дорогая Зофи, как я рад, что ты пришла, – сказал он. – Останься сегодня с нами, чтобы присутствовать при моей смерти".
Вольфанг Амадей Моцарт
Далее события развивались следующим образом. Композитор сделал распоряжения своему ассистенту Зуссмайеру относительно завершения последнего его сочинения – заупокойной мессы. А вскоре вызвали врача и священника. Примерно за час до полуночи Моцарт потерял сознание. Умер он в 00:55 5 декабря 1791 г., не дожив двух месяцев до своего 36-летия.
В последнее время Моцарт много работал и казался особенно нервным и уставшим, но, тем не менее, когда 20 ноября он слёг, никому не пришло в голову, что болезнь окажется смертельной. Второй муж Констанцы Георг Николаус Ниссен так описывал симптомы недуга в биографии композитора, опубликованной в 1828 г.: "Всё началось с отеков кистей рук и ступней и почти полной невозможности двигаться, затем последовала рвота. Это называют острой сыпной лихорадкой". Диагноз был подтверждён в официальной книге регистрации умерших Вены.
Казалось бы, всё ясно. И все же почти два столетия по миру бродят слухи о том, что великий маэстро был отравлен завистником. Впрочем, "виновником" их можно считать самого Моцарта, еще за несколько недель до смерти сообщившему жене Констанце, что его хотят отравить: "Мне дали «акву Тофана» и рассчитали точное время моей смерти". ("Аква Тофана" – медленно действующий яд на основе мышья без запаха, назван по имени Джулии Тофаны, итальянской колдуньи XVII в., которая изобрела этот состав). К тому же Моцарт решил, что "Реквием", заказанный таинственным незнакомцем, предназначен именно для его собственных похорон. Только в 1964 г. выяснилось, что это сочинение было заказано композитору графом фон Нальзеном по случаю смерти жены в начале 1791 г.
31 декабря 1791 г. берлинская газета сообщила о смерти композитора, присовокупив к некрологу предположение о том, что, "поскольку тело раздулось после смерти, некоторые считают, что его отравили".
Если это действительно так, то кому понадобилась смерть Моцарта? И была ли способна её приблизить зависть Сальери, о причастности которого открыто говорила, казалось, вся Европа. Не удержался и Александр Сергеевич Пушкин, талантливо показав посылы зависти и беззащитность гениальности перед коварством.
Но зачем преуспевающему придворному композитору отравлять перебивавшегося заказами Моцарта, нищего и забытого почитателями, что даже, по словам Бетховена, за катафалком было некому идти, лишь несколько дворняг трусили следом? Да и могла бы вдова, поверив в слухи, отдать своего младшего сына брать уроки не у кого-нибудь, а именно у Сальери?
Что-то не верится.
Обратимся к личности Антонио Сальери. Пушкин описал его чуть ли не стариком, завистливым и лишенным таланта композитором. На самом деле Сальери старше Моцарта всего на пять лет и был придворным композитором императора Иосифа II в 24 года. Когда через семь лет в Вену приехал Моцарт, итальянец был ведущим музыкантом столицы, фаворитом весьма и весьма требовательных венских поклонников. Сальери сочинял много и легко. Позднее среди его учеников были Бетховен, Шуберт и Лист. Но в Моцарте он быстро разглядел соперника, с талантом которого ему никогда не удастся поспорить. Сальери завидовал Моцарту, но и Моцарт не делал секрета из своего презрения к придворному композитору.
Антонио Сальери
В октябре 1823 г., за год до того, когда вся Вена помпезно праздновала пятидесятую годовщину его венценосного назначения, один из учеников Бетховена по имени Игнац Москелес навестил престарелого Сальери в одной из пригородных клиник. Умирающий Сальери сообщил: "в этом абсурдном слухе нет ни слова правды; вам известно, что меня обвиняют в отравлении Моцарта? Это грустная клевета, передайте миру... старый Сальери, который скоро умрёт, сказал вам это". Дальше он якобы сказал: жаль, что Моцарт умер таким молодым, хотя для других композиторов это к лучшему. Проживи он подольше, "ни одна живая душа не дала бы и корки хлеба за нашу работу". Год спустя весьма почитаемый придворный композитор скончался.
Вторым подозреваемым в предполагаемом убийстве был Франц Хофделмель, брат масонской ложи, в которой состоял и юный Моцарт. Его очаровательная молодая жена Магдалена была одной из последних учениц, бравших у Моцарта фортепьянные уроки. Ревнивый муж через несколько дней после смерти Моцарта яростно набросился на свою беременную жену с бритвой, изуродовав ее лицо, горло и руки, а затем покончил с собой. Магдалена выжила и через пять месяцев родила ребенка, отцом которого, по слухам, был Моцарт.
И это, если рассматривать отравление как основную версию, не было ближе к истине. Слухи, что Моцарт был весьма падок на молодых женщин, стаями крутившихся вокруг его персоны, так и оставались слухами. Например, старшая сестра Моцарта Мария Анна однажды заметила, что её брат давал уроки молодым женщинам только тогда, когда был в них влюблен, а щепетильный Людвиг ван Бетховен через много лет после смерти Моцарта отказался играть в присутствии Магдалены, якобы потому, что "между нею и Моцартом существовала слишком тесная близость". Но по сохранившимся письмам Моцарта видно, насколько глубоко он был предан Констанце, и не было никаких доказательств его внебрачных связей. Наконец, императрица Мария-Луиза проявила личное участие к трагедии Магдалены, что вряд ли сделала бы, если бы младенец был незаконнорожденный.
Третья версия, по нашему мнению, не заслуживает особого внимания. Но, коль она существовала, напомним и о ней. По ней в опере "Волшебная флейта" композитор будто бы раскрыл секреты франкмасонов, членом которой являлся. Премьера аллегорической оперы состоялась в Вене 30 сентября 1791 г. Дирижировал сам Моцарт, и опера имела огромный успех у критиков и публики. В числе восхищенных поклонников был Антонио Сальери, который сопровождал Моцарта на следующий спектакль и заявил – о чём Моцарт с гордостью писал Констанце, – что он никогда не видел "более прекрасной постановки".
Несмотря на то, что опера могла затронуть некоторых членов масонской ложи, композитор и его либреттист Иоганн Эммануэль Шиканедер использовали её для распространения среди широкой публики идей тайного общества о мужестве, любви и братстве. Эта тема трактовалась с симпатией и уважением.
Но венские франкмасоны не только не обиделись на оперу, но и заказали Моцарту кантату.
После смерти Моцарта великий магистр ложи воздал ему должное как "наиболее любимому и достойному" из её членов и назвал кончину композитора "невосполнимой потерей". А в 1792 г. венские франкмасоны организовали постановку кантаты в пользу вдовы Моцарта и его сыновей.
Не подтверждают отравление Моцарта и медики. Итальянский биограф Гайдна Джузеппе Карпани нашел того доктора, который последним лечил больного, и узнал от него диагноз: суставный ревматизм. "Если Моцарт был отравлен, – писал он, – то где доказательства? Бесполезно спрашивать. Доказательств не было, и найти их невозможно".
В 1966 г. швейцарский врач Карл Бэр назвал поставленный современниками Моцарта диагноз "острой сыпной лихорадки" любительским и непрофессиональным. На основании фактов, собранных врачом Моцарта Томасом Францем Клоссе, Бэр предположил, что больного мучил суставный ревматизм, острое инфекционное заболевание, сопровождающееся болезненным воспалением суставов.
Известно, что в 1784 г., т. е. через три года после приезда в Вену, композитор тяжело заболел. Симптомы болезни включали в себя тяжелую рвоту и острый суставный ревматизм. Вывод гласил, что причиной смерти стало сочетание стрептококковой инфекции, подхваченной в период эпидемии, почечной недостаточности, вызванной повышенной аллергической чувствительностью, известной как синдром Шенлейна-Геноха, а также кровоизлияния в мозг и смертельной бронхопневмонии. Другими словами, Моцарта сразила смертельная болезнь, сопровождающаяся почечной недостаточностью, при которой возникают депрессия и бредовое состояние. Не отсюда ли его предположение, что "Реквием" он пишет по себе? И хотя это всего лишь одна из версий, но именно она кажется наиболее вероятной с медицинской точки зрения.
Тайной покрыто и погребение умершего композитора. Это кажется невероятным, но Вольфганг Амадей Моцарт, чудо-ребенок, дававший концерты и сочинявший музыкальные произведения с шести лет, один из самых знаменитых и блистательных композиторов своего времени, умер в нищете и похоронен в общей могиле. Только в 1859 г. на кладбище Св. Марка был воздвигнут мраморный монумент, хотя о точности места, где покоится прах композитора, можно только догадываться...
В.Крамаренко "Интересная газета. Тайны истории" No7 2014 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий